Ювелирное кружево в интернет-журнале Клевости
События рифмуются. Я с детства очень хорошо знаю,
что судьба готовит нам встречи, невстречи,
соприкосновения, парные случаи… С годами это кружево —
с рифмами, рефренами, повторами, предупреждениями
и даже легкими издевками — делается все гуще, все рельефнее.
Людмила Улицкая
Вы знали, что кружево может превращаться не только в окантовку воротничков и манжет, но и в самостоятельные украшения? Я понятия не имела, однако жизнь, похоже, все еще способна меня удивлять после полутора лет работы в Клёвостях. Я многое повидала: гигантские грибы, которые оказывались светильниками, поющих черепашек, механических химер – но кружевные украшения встретились мне впервые.
— Что это такое? – Я сунула любопытный нос в коробку, стоявшую на столе главного редактора. После отличного новогоднего отдыха во мне булькал энтузиазм и желание нести миру добро.
— Бери и разбирайся, — отмахнулась от меня главред, — это по твоей части.
Я утащила коробку на стол и некоторое время сидела, перебирая украшения, а потом молча отправилась добывать контакты мастера.
Елена Ларина, как выяснилось, рукоделием занималась с детства. Сначала увлеклась вязанием, потом вышивкой, потом объединила свои умения и делала для кукол вязаные платьица, вышитые крестом.
Дальше пошло вязание крючком и бисероплетение, причем специальной литературы тогда еще было очень мало, да и времена всеобщего интернета не наступили – приходилось многое изобретать самостоятельно.
— Со временем на прилавках книжных магазинов начали появляться кое-какие брошюры по бисероплетению, — рассказала мне Елена. — Я купила несколько и, прочитав их, выяснила, что, развлекаясь с бисером, изобрела не один «велосипед». Однако имелось в этих брошюрах и много нового, интересного. А одна из книжек оказалась вовсе не про бисер. Это был самоучитель по ручному челночному кружеву фриволите. Челноков тогда в продаже не было, их делали на заказ кустари-умельцы. У одного такого мастера я заказала несколько челноков и начала тренироваться. Искусство кружевоплетения оказалось непростым, но очень увлекательным!
После того, как необычными кружевными воротничками и салфетками были обеспечены все подруги на много лет вперед, Елена начала комбинировать кружево с вязанием, вышивкой и бисером, но продолжала искать новую информацию и совершенствоваться. В поисках наткнулась на сайт замечательного дизайнера украшений Ирины Астратенко и, посмотрев на ее работы, поняла — вот оно, то, к чему она стремилась почти всю свою жизнь! Техника АНКАРС, в которой работала Ирина, замечательным образом позволяла сочетать все имеющиеся у Елены навыки: кружевоплетение фриволите, бисероплетение, вышивку, да еще давала возможность научиться работать с самоцветами. А взяв в руки первый купленный кабошон из малахита, мастер поняла, что все камни живые, каждый со своим характером, и работать с ними — изысканное удовольствие! С тех пор прошло около двадцати лет, но выбранное направление Елену до сих пор не разочаровало.
Так что же это за ноу-хау такое? По определению разработчиков, «АНКАРС – это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения или после его завершения». При создании изделий в технике АНКАРС используется техника челночного кружевоплетения фриволите (в англоязычных источниках – tatting), техника плетения фриволите с бисером, некоторые элементы вышивки бисером и бусинами, бисероплетения, а также специальные приемы, разработанные авторами. Для АНКАРСа характерно использование нетрадиционных для фриволите материалов, таких, как тонкие скользящие нити, например, капрон, шелк, лавсан. Кроме нитей и уже названного бисера, для изделий используются бусины и натуральные камни, как в виде бусин, так и в виде кабошонов.
Работа в технике ювелирного кружева довольно трудоемка, ведь для плетения кружевной основы используются очень тонкие нити. Толщина нити, которую использует Елена, составляет около 0,2 мм. Но не надо думать, что из-за малой толщины изделие получается непрочным. Порвать голыми руками такую нить невозможно. На выставках Елена всегда предлагает желающим попробовать, ни одна попытка до сих пор не увенчалась успехом.
На что действительно влияет малая толщина нити для кружевоплетения, так это на количество завязываемых узелков. Чем тоньше нить, тем больше узелков приходится завязывать для достижения нужного результата.
Если представить объем работы, становится понятно, что нет смысла использовать некачественные или низкосортные материалы, ведь если, например, вплетенный в украшение бисер выцветет, то пропадет весь результат колоссального труда. Поэтому все материалы у Елены всегда наивысшего качества.
Работа над украшением начинается с плетения основы фриволите с бисером или без, в зависимости от задумки мастера. После окончания плетения украшение, как правило, дополняют вышивкой бисером и бусинами, а возможно, и некоторыми элементами, сплетенными из бисера: цветами, цепочками, жгутами, оплетенными бисером кабошонами. В результате украшение АНКАРС получается очень нарядным, праздничным. Такое не стыдно надеть на светский бал, оно прекрасно подходит к вечерним и свадебным платьям. Но не стоит думать, что подобные вещи годятся лишь для торжественных случаев. Многие украшения вполне подходят для ношения «на каждый день», добавляя повседневной одежде яркости и жизнерадостности. И вообще, кто сказал, что женщина не может быть красивой ежедневно?
Большинство вещей, которые делает Елена, повторить невозможно, или же повтор допустим лишь приблизительно – с другими камнями, другими элементами… Впрочем, хочется, чтобы такие украшения были эксклюзивными. Сама техника, изящество и мастерство исполнения предполагают, что это особенная вещь, созданная для какого-то конкретного человека. Наша задача – помочь им встретиться. Так что если в сегодняшней статье вы увидите ту вещь, которая определенно «ваша», не сомневайтесь.
Колье, посвященное весне, родилось у Елены одновременно благодаря расцветке кабошона из доталитового скарна и прогулке по мартовскому лесу. Тогда только-только начал таять снег, кое-где появлялись прогалины черной земли, совсем как на камушке. Но в воздухе уже носилось что-то неуловимое, какая-то свежесть, хотелось поскорее дождаться маленьких клейких зеленых листочков, только что проклюнувшихся из почек. Отсюда и название украшения – «Мечты о весне»
Шикарное колье «Черная роза» выполнено специально для дополнения вечернего платья. Переливающийся бисер и идеально отполированные кристаллы Сваровски отлично смотрятся при искусственном освещении, отбрасываемые украшением блики и переливы придают даме загадочность, интригуют и завораживают.
Центральный элемент колье «Гармония» – великолепный коллекционный ограненный аметист весом 297 карат (70 г) и размерами 80х50 мм. Фото не передает всей глубины цвета этого великолепного камня. Кружево боковых частей колье имитирует филигрань из старинного серебра. Для обрамления центрального камня использован бисер с покрытием из серебра. Колье отлично смотрится с вечерним платьем с прямой или V-образной линией декольте. С таким украшением можно и по красной дорожке в Каннах дефилировать…
Колье «Боярышня» — тоже вполне себе вечерний вариант, однако с ним можно экспериментировать и попробовать приложить его к другим образам. Может, к строгому брючному костюму? Или к необычному платью – вдруг у вас есть такое, которое ни с чем не сходится, а с этим ожерельем внезапно сойдется? Современная мода дает нам широкое поле для экспериментов.
А еще мне, как любительнице прибалтийского янтаря и вообще всего прибалтийского, очень понравились вещицы из коллекции «Капельки». Колье классической формы и расцветки подойдет к платью с любой формой декольте. Это украшение можно носить как в качестве вечернего, так и в качестве повседневного варианта. При расшивании кружева использованы бусины натурального балтийского янтаря. Натуральный малахит и все тот же янтарь на браслете «Капельки» в сочетании с японским бисером и изящным ювелирным кружевом ручного плетения отлично выглядят при любом освещении. Такой браслет не оттянет руку, а смотрится просто шикарно.
К каждому украшению прилагается памятка об уходе и хранении, впрочем, правила довольно просты: хранить лучше в расправленном виде, не выставлять надолго на солнце, не окунать в химию, можно аккуратно чистить в теплой воде. На памятке все это будет подробно расписано, чтобы вы и ваше новое колье жили вместе долго и счастливо. А иначе у вас просто не получится.
Оксана Кольцова
Источник: Интернет-журнал “Клёвости”